Истинная сущность Традиционной Китайской Медицины и ее место в современном мире.
Автор: Хамзин Р. И., г. Самара
e-mail: hamzindoc@yandex.ru
тел: (846)225-11-24
Резюме: Обсуждаются даосские корни ТКМ, ее место в мире и особенности применения в России.
Восточные цивилизации основаны на Традиции, метафизических знаниях передаваемых из поколения в поколения. Традиционной мы называем цивилизацию, в которой чисто духовные идеи являются господствующими, а все остальные общественные институты и наука имеют второстепенное значение, лишь приложение главных доктрин к той или иной сфере деятельности. Эти доктрины везде кроме Индии являются достоянием весьма узкой и закрытой элиты. В Китае мы обнаруживаем эквивалент индуистской метафизики в даосизме.[1] Именно даосизм явился духовной метафизической основой Традиционной Китайской Медицины. По утверждению известного китайского доктора Лю Чжен-цай, практика и исследователя даосской акупунктуры, все основные теории: инь-ян, пяти движений у-син, концепция соответствий (ying), девяти дворцов, восьми триграмм, специальные техники акупунктуры и прижигания и т.д. были созданы даоскими отшельниками (yin shi) и монахами, длительное время передавались внутри тайных обществ, эзотерических кланов прежде чем стать общедоступным знанием. Влияние философского и религиозного Даосизма на развитие и практику Китайской Медицины огромно и является определяющим. По сути дела главная книга Ней Цзин представляет собой приложение идей даосизма Лао-цзы и Чжуан-цзы к области медицины, что позволяет нам говорить именно о традиционном характере китайской медицины в геноновском понимании этого слова.
Во всей своей полноте доктрина изложена в Даосском каноне (Даоцзан). «Сокровищница Дао» включает 1476 текстов. Для сравнения — Библия содержит 50 книг Ветхого и 27 книг Нового Завета. Хранилища Даоцзана имеются в большинстве современных монастырей. Там на многоярусных стеллажах покоятся тексты, изданные по традиционной технологии. До сих пор сохранилась практика печатания служебных текстов ксилографическим способом с расположением вертикальных строк справа налево и переплетом, сделанным вручную. Активное формирование канона приходится на III–VI вв. н.э., когда появляются многочисленные даосские тексты, и продолжается вплоть до XVII в. Концепция Даосского канона зафиксирована в сводах «Великий смысл сокровенных врат» (VI–VII вв.), «Смысловая ось даосского учения» (VII–VIII вв.) и «Семь отделов облачной шкатулки» (XI в.).[2]
В даосском каноне содержится большое количество медицинских текстов написанных выдающимися даосами. Здесь представлен список медицинских работ содержащихся в версии даосского канона называемого Zheng Tong Dao Cang опубликованного в 1445 году во время правления императора Ин династии Мин.[3]
Базовые теоретические работы:
Huang Di Nei Jing Su Wen (Трактат о внутреннем Желтого Императора: Простые Вопросы)
Huang Di Nei Jing Ling Shu Lue (Трактат о внутреннем Желтого Императора: Ось Духа с сокращениями)
Huang Di Nei Jing Ling Shu Ji Zhu (Трактат о внутреннем Желтого Императора: Ось Духа со сборником комментариев)
Huang Di Nei Jing Ling Shu Yi Pian (Трактат о внутреннем Желтого Императора: Опущения из Оси Духа)
Вышеупомянутые тексты составлены и комментированы Ван Бин (710-805 CE) во время династии Тан и редактированы Линь И и другими во время династии Мин.
Su Wen Ru Shi Yun Qi Lun Ao (Редакция уточнений основных формул на движения и Ци в Простых Вопросах) опубликовано в 1099 г. Лю Вэнь-шу, династия Сун.
Su Wen Liu QiXuan Zhu Mi Yu (Секретные Слова о сути и тонкостях Шести Ци в Простых Вопросах) Ван Бин, династия Тан.
Huang Di Ba Shi Yi Nan Jing (Трактат Желтого Императора о восьмидесяти одной трудности) составлен Бянь Цюе.
Lao Zi's Dao De Jing (Лао цзы «Дао де цзин)
Zhuang Zi's Nan Hua Jing (Трактат Чжуан цзы Нянь Хуа)
Zhou Yi (Чжоуская (книга) Перемен)
Yi Xiang Tu Shuo Nei Pian (Внутренний сборник легенд о символах триграмм в Книге Перемен)
Huang Di Yin Fu Jing (Трактат Желтого Императора о талисманах Инь)
Xiu Zhen Tai Ji Hun Yuan Tu (Диаграмма Великого Предела Изначального для культивирования Истинного)
San Cai Ding Wei Tu (Диаграмма определения Трех Областей)
Yuan Yuan Dao Miao Dong Zhen Ji Pian (Истинное Наследие Происхождения и Источника Божественного Сокровенного Пути)
Tai Ping Jing (Канон Великого Мира)
Huai Nan Zi (Мастер Хуа Нань)
Bao Pu Zi Nei Pian (Сборник о внутреннем мастера Бао Пу)
Клиническая медицина (включая акупунктуру):
Ge Xian Weng Zhou Hou Bei Ji Fang (Предписания Преподобного Бессмертного Ги для места позади локтя при критических случаях) Гэ Хун (284-363 CE), династия Восточный Цзинь.
Sun Zhen Ren Qian Jin Fang (Предписания истинного Человека Суна - Тысяча Золотых (частей) Сунь Сы-мяо, династия Тан.
Ji Jiu Xian Fang (Предписания Бессмертного для Тяжелых случаев)
Xian Chuan Wai Ke Mi Fang (Переданные Секретные Предписания Бессмертного о Внешней Медицине) опубликовано в 1378 г. мастером Юань Ян, династия Мин.
Лекарственные вещества:
Bao Pu Zi Nei Pian Xian Yao (Внутренний сборник мастера Бао Пу: Лекарственные средства Бессмертных) Гэ Хун.
Tu Jing Ji Zhu Yan Yi Ben Cao (Иллюстрированный Канон Лекарственных веществ со сборником комментариев) Коу Цзон-ши, династия Сун.
Tu Jing Yan Yi Ben Cao (Иллюстрированный Канон Лекарственных веществ)
Tai Kuan Bao Dian (Сохраненная Фармакопея Великой Утонченности)
Tai Shang Zhou Hou Yu Jing Fang (Нефритовый Канон Абсолютного Превосходства Предписаний Позади Локтя)
Shen Xian Fu Shi Ling Zhi Chang Pu Fang (Предписания Ganoderma и Acorus применяемых Бессмертными)
Shi Yao Er Ya (Усовершенствованное Изящество Камня Лекарственных веществ), термин «Усовершенствованное Изящество» является синонимом – «словарь фармокопеи».
Tong Xuan Mi Shu (Секретные Методы использования (едва уловимых различий) тонкостей)
Tai Qing Jin Que Yu Hua Xian Shu Ba Ji Shen Zhang Bian Ren San Shi Liu Zhong Xian Yao Xing Xiang Zhang (Книга Бессмертного Великой Башни Золотой Ясности Нефритовых Ворот Цветов: Святая Глава Восьми Полярностей, Иллюстрирующих Идентификацию Тридцати - Шести Разновидностей Лекарственных веществ Бессмертных)
Xiu Lian Da Dan Yao Jue (Истинное Искусство в Сублимации Великих Эликсиров)
Терапия диетой:
Shen Xian Fu Er Dan Shi Xing Yao Fa (Указания Бессмертных об Эликсирах и Минералах) мастер Цзин Ли, династия Суи (581-618 CE)
Shen Xian Yang Shen Mi Shu (Секретные Методы Бессмертных о Вскармливании Жизни)
Tai Shang Ling Zhi Cao Pin (Превосходная книга о Травяных Средствах [Как] Ganoderma) Ling Bao Shi Shi Fa (Метод Применения Удивительной [Еды])
Вскармливание жизни:
Yang Sheng Yan Ming Lu (Трактат о Продления Судьбы Посредством Вскармливания Жизни)
Tian Yin Zi Yang Sheng Shu (Книга Духовного Небесного Мастера о Вскармливании Жизни)
Jiang She Bao Ming Pian (Сборник по диете и правильному поведению для продления жизни)
Zhi Yan Zong Yang Sheng Pian (Глубокий Краткий Сборник о Вскармливании Жизни)
She Sheng Yue Ling (Сезонный календарь для Поддержания Жизни)
She Sheng Xiao Xi Lun (Трактат в Ключевых вопросах о Поддержания Жизни) Цю Чу-цзи, династия Юань.
She Yang Zhen Zhong Fang (Рецепты Поддержки и Питания Жизни) Сунь Сы-мяо, династия Тан.
Xiu Ling Yao Zhi (Сущностное Лечение для Исправления у Пожилых)
Tai Shang Zheng Yi Yan Sheng Bao Ming Lu (Абсолютные Превосходные Записи для Продления и Предохранения Жизни)
Tai Qing Dao Lin She Sheng Lun (Высшая Ясность Трактата Дао для Поддержки Жизни) San Yuan Yan Shou Can Zan Shu (Три Исходных Книги Советы относительно Продления Жизни)
Tai Shang Yang Sheng Bao Zhen Lun (Трактат абсолютного Превосходства для Лелеяния Жизни, Защищающей Истинное), термин "защита истинного" имеет значения, сохранение состояния как у ребенка.
Xiu Zhen Mi Lu (Секретные Записи Культивирования Истинного)
Ци-гун, дао-инь, массаж (ань-мо):
Zhou Yi Can Tong Qi (Сборник со ссылками на Чжоускую Книгу Перемен) Вэй Бо-ян, династия Восточный Хань.
Shang Qing Jin Ye Shen Dan Jing (Трактат Высшей Ясности о Золотых Жидкостях и Удивительных Эликсирах)
Long Hu Huan Dan Jue (Ода о Драконе и Тигре, Возвращающимся к Эликсирам)
Wu Zhen Pian (Сборник Размышлений об Истинном) Чжень Жэнь Цзи Ян
Chen Xian Sheng Nei Dan Jue (Ода старшего ученого Чена о Внутреннем Эликсире)
Tai Shang Yang Sheng Tai Xi Jing (Канон Абсолютного Превосходства об Эмбриональном Дыхании для Лелеяния Жизни)
TaiShangDao Yin Yang Sheng Jing (Канон Абсолютного Превосходства Лелеяния Жизни посредством Дао Инь)
Huang Ting Jing (Канон Желтого Двора)
Ling Jian Zi Dao Yin Zi Wu Ji (Сборник Умного меча о Дао Инь)
Заклинания, магические формулы:
San Dong Shen Fu Ji (Три Глубоких Канона о Божественном Очаровании)
Shang Qing Dong Zhen Yuan Jing Wu Ji Fu (Высший Канон Пещеры Ясности Истинного Происхождения: Пять Классов Талисманов)
Tai Shang San Dong Shen Zhou (Абсолютное Превосходство Трех Пещер Божественного Колдовства)
Tai Shang Shen Zhou Yan Shou Miao Jing (Абсолютное Превосходство Удивительно-работающего Божественные Заклинания на Продление Жизни)
Tai Shang Lao Jun Hun Yuan San Bu Fu (Тройной Талисман Абсолютного Превосходства Старшего Князя Первобытного Происхождения)
Изучение этой письменной даосской традиции для понимания сущности китайской традиционной медицины является важнейшей задачей. Близкое знакомство с даосскими концепциями, которые составляют основу китайской медицины, является совершенно необходимым для любого, кто хочет серьезно изучать китайскую медицину.
Ниже приведем пример того как специфические теории иглоукалывания и лечения даосов становились частью китайской медицины. Во времена династии Сун многие императоры Китая были благосклонно расположены к даосизму, иногда настолько, что сами становились даосами или практиковали даосизм в своих дворцах. Эта традиция продолжалась и в последующих династиях Чжин и Юань. Вследствие поддержки монархов даосизм процветал во времена этих династий. В этот период в работе «Zhou Yi Can Tong Qi» (сборник комментариев к Чжоуской Книге Перемен) впервые выдвинута теория «na jia» исчисления на основе стволов. Под стволами подразумеваются 10 небесных стволов (shi tian zhigan), которые состояли из пяти фаз, каждая из которых в свою очередь делилась на инь и ян, давая в результате 10 шагов в гадательной системе нумерологии. Используя эти 10 стволов можно было быстро определить отлив и прилив Ци небес и человеческого тела и вычислить принадлежность к инь или ян.
На базе теории 10 стволов и цикличности протекания Ци в каналах возникла идея иглоукалывания точек на основе 10 стволов. Так как первый ствол назывался «zi» и соответствовал полночи, а шестой ствол назывался «wu» и соответствовал полдню, то был назван методом выбора точек полдень-полночь. По-китайски: zi wu liu zhu liao fa (дословно: zi и wu отлив прилив лечебный метод). Этот метод выбора точек впервые описан в трактате «Zi Wu Liu Zhu Zhen Jing» составленным в 1153 г. Янь Мин-цянем в период династии Цзинь. Эта книга фактически состояла из двух частей. Первая называлась «Jia Shi Jing Xing Liu Shi Shou Fa» (метод шестидесяти точек родников и ручьев мастера Цзя). Вторая «Liu Zhu Zhi Wei Zhen Fu» (ода об искусном укалывание в соответствие с отливом и приливом). Первая книга считается одной из лучших, описывающих пять транспортных точек, вторая детально представляет законы прилива и отлива Ци в каналах. После своего создания канон устно и секретно передавался среди даосов длительное время, не получая широкого распространения. Одному врачу по имени Доу Гуй-фан посчастливилось получить копию, когда он путешествовал со своим отцом в бассейне рек Ян-цзы и Хуан-хэ. Он говорил, что книга была дарована ему «совершенным человеком» (zhi ren). Этим совершенным человеком был даос в совершенстве владеющий этим искусством, но предпочитавшим жить анонимно жизнь затворника. Доу также отказывался сделать технику широко известной. Во времена династии Юань (1271 -1368 CE), метод выбора точек полдень-полночь был в значительной степени ограничен маленьким кругом иглотерапевтов даосов. У посторонних не было никакого доступа к этой технике, если только она не даровалась им "духовным лицом". Эта техника оставалась недоступной обычным иглотерапевтам вплоть до 1493 г., пока, наконец, Лин Юнь не обнародовал ее в работе под названием «Zi Wu Liu Zhu Tu Shuo» уже во время династии Мин. Используя эту технику Лин всегда добивался успеха в лечении и стал весьма знаменит по всей стране за своё искусство. Когда его имя достигло ушей императора Сяо, он был назначен придворным врачом. Но и после того как теория метода была опубликовано распространение этого метода происходило медленно, так как большинство врачей были неграмотны. Другие даосские методы и техники иглоукалывания также проделывали похожий путь, прежде чем стать публичными и широко распространенными. Так постепенно формировалась традиционная наука китайской медицины.
Подобный механизм передачи знаний от учителя к ученику позволял успешно существовать этой медицинской системе на протяжении более чем 2400 лет.
Последние 150 лет китайская медицина переживала самые драматические времена за всю историю своего существования. Упадок начался с середины 19 века. В 1822 г. упраздняется факультет чжэнь-цзю терапии Императорской медицинской академии, т.к. «иглоукалывание и прижигание недостойны для применения императору». В это время Китай находился под управлением коррумпированной и слабой династии Цин. Англия и Франция разделили Китай на сферы влияния, фактически оккупировав его территорию. Опиумные войны вызвали эпидемию наркомании в стране. Китайская интеллигенция осознала тот факт, что их страна и культура не так сильна как другие страны, которых они считали варварами. Китайская политика закрытых дверей не смогла уберечь страну. Чтобы оставаться суверенными была необходима модернизация страны. Это привело в итоге к свержению монархии и основании Китайской республики под руководством Сунь Ят Сена и национальной партии в 1911 году. Желание скорейшей модернизации привело к отрицанию всего прошлого, начиная от ношения длинных волос до китайской медицины. В 1928 году национальное правительство объявило практику китайской медицины незаконной, рассматривая ее как пережиток прошлого.
Возрождение китайской медицины началось лишь после установления Китайской Народной Республики в 1949 г. В первые годы КНР, Министерство здравоохранения просто продолжало прежнюю политику в отношении китайской медицины, которая существовала при Националистическом правительстве. Но поскольку уровень бедности и заболеваемости после десятилетий войны оставался очень высоким, чтобы помочь массам, правительство поощряло любой тип медицины, китайской или западной. Это приводит к созданию исследовательских институтов и больниц традиционной медицины. В течение короткого времени старые доктора снова стали востребованы. Однако во времена культурной революции (1966-76) старые практики вновь были признаны контрреволюционерами и врагами государства. Весь цвет китайской интеллигенции был уничтожен или рассажен по тюрьмам. Многие из этих врачей так же как Чжу Лянь (автор известной книги, на основе которой произошло первое знакомство наших врачей с акупунктурой) погибли в лагерях. Мао Цзедун считал, что незачем так долго учиться медицине, достаточно начального образования и «чем больше учишься, тем тупее становишься».
Действительное возрождение китайской медицины начинается только в начале 80-х годов XX века в связи с широкомасштабными реформами экономической, политической и культурной жизни Китая. К концу 1980-х стало слишком очевидным, что клиническая эффективность немногих из оставшихся старых традиционных докторов неизмеримо выше, чем у молодых врачей получающих образование в институтах, и этот факт было невозможно игнорировать. В 1990, правительство начало программу обучения «учитель-ученик». В стране с более чем миллиардным населением осталось всего около 500 традиционных врачей, которые ещё были способны взять учеников. К каждому из них в результате строгого отбора были приставлены по два ученика, чтобы перенять теорию и практику и не дать погибнуть бесценному знанию старых врачей. В настоящее время великое наследие Традиционной Китайской Медицины бережно сохраняется. В Китае работает институт информации по ТКМ (IITCM), при Китайской Академии китайских медицинских наук (CACMS), образованный в мае 1981 года. В его библиотеке хранится 320.000 томов, из которых 60.000 это древние медицинские книги, из которых в свою очередь 20.000 представляют собой редкие или особо ценные экземпляры. В Китае издаются 230 журналов по ТКМ, в мире на различных иностранных языках еще 60 журналов. Коллекция пополняется ежегодно на 8.000 томов.
На очередной сессии Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) признала китайскую медицину, лекарственные средства китайской медицины, а также соответствующие теоретические знания в качестве мирового наследия нематериальной культуры. Методы китайской медицины: акупунктура, лечение травами, традиционный массаж, цигун успешно используются во всем мире, в более чем 135 странах. Китайская медицина считается наиболее безопасной и эффективной среди всех альтернативных способов лечения. Методами доказательной медицины подтверждена эффективность акупунктуры при более чем 140 заболеваниях. Во многих странах мира врачи прибегают к помощи методов китайской медицины для лечения болезней, которые считаются неизлечимыми в европейской медицине.
Теперь вернемся к особенностям применения методов ТКМ в нашей стране. У нас широко известно лишь одно из направлений ТКМ – это акупунктура.
Особенности иглоукалывания в России
К сожалению, в России китайская медицина и метод акупунктуры в частности приобрел весьма специфическую, а порой даже уродливую форму. Произошло это в силу разных причин и исторических реалий, отчасти описанных выше, когда происходило знакомство российских врачей с китайской медициной.
В 1956 году по договору о научно-техническом сотрудничестве между Министерствами здравоохранения двух стран, из СССР в Китай была направлена группа врачей для освоения метода иглоукалывания. В группу под руководством Вогралика В.Г. и Русецкого И.И. входили: Тыкочинская Э.Д., Усова М.К. и Осипова Н.Н. После возвращения из Китая в Москве и Ленинграде были организованы курсы подготовки врачей по иглоукалыванию, создана лаборатория по изучению механизмов лечебного действия. Метод иглоукалывания внедрен в лечебную практику.
Однако, в 1956 году, когда Н.С. Хрущев выдвинул тезис о культе личности И.В. Сталина на ХХ съезде КПСС, Мао Цзедун счел это личным оскорблением, объявив СССР «страной ревизионистов». В 1959 г. леворадикальные взгляды Мао приводят к разрыву отношений Китая с Советским Союзом. Мао с самого начала крайне отрицательно относится к либеральной политике Хрущёва и, в особенности, к его тезисам о мирном сосуществовании двух систем. Во время «Большого скачка» эта неприязнь выливается в открытую конфронтацию. СССР отзывает из Китая всех специалистов, помогавших поднимать экономику страны, и прекращает финансовую помощь.
Таким образом, в период с 1960-х по 1990 годы в условиях изоляции метод иглоукалывания в России развивался весьма своеобразно, и как указывает даже Табеева Д.М. в своем руководстве по иглорефлексотерапии «методики иглоукалывания в нашей стране подчас весьма отличаются от тех, которые распространенны как в западной, так и восточной медицине». Из поездки в Китай, учитывая политизированность преподавания, отрицания базовых теорий ТКМ, наши врачи смогли вынести весьма усеченный вариант акупунктуры приведшей в итоге к появлению странной науки «рефлексотерапии». Эту пародию на акупунктуру следовало бы назвать «советским иглонакалыванием», напоминающей настоящую Китайскую Медицину лишь по форме, как это не грустно признать. Таким образом, через 50 лет применения иглотерапии в России, мы так же находимся лишь в начале пути.
К счастью в настоящее время ситуация начинает меняться. В России появились отдельные врачи энтузиасты, занимающиеся ТКМ достаточно серьезно, взявшие на себя труд выучить язык, поехать в Китай, несмотря на временные и финансовые затраты. Освоить, а тем более применять в практике Традиционную медицину сложно, но в настоящее время возможно. Из обилия материалов выходящих в Китае по ТКМ на английский язык переводится менее 1%, а на русский язык ничего. На русском языке существует 3-4 книги, которые стоит прочесть, остальное макулатура, имеющая лишь исторический интерес. Поэтому главным условием, открывающим ворота, является знание языков и контакты с носителями традиции. Эффективность традиционной медицины при условии овладения всеми базовыми знаниями, на мой взгляд, гораздо выше современной медицины, особенно в лечение хронических заболеваний.
Осознание истинной сущности Традиционной Китайской Медицины, её традиционных, даосских корней, а также понимание общих тенденций развития этой медицины во всем мире, позволило бы и в России поставить обучение и практическое использование методов ТКМ на тот уровень, которого она действительно достойна.
Литература:
1. Рене Генон «Кризис современного мира»
2. Вэнь Цзянь, Л. А. Горобец «Даосизм в современном китае». Амурский государственный университет, 2002.
3. Liu Zheng-cai ”A study of Daoist Acupuncture” Blue Poppy Press, 1999.